Пятница, 15.12.2017, 22:56
Приветствую Вас, Гость

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  "Детский сад № 20 "Ленок" общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому направлению развития детей"

                                                                                                                                                                                                                                                                               Методическое объединение

воспитателей групп

раннего возраста

Вязниковского района

 

СООБЩЕНИЕ

«Инновационные формы взаимодействия с родителями детей раннего возраста»

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Воспитатель:

                                                                                                                                                                                                                                                                  первой квалификационной категории

Кирсанова Е.В.

Вязники 2016г.

Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

С принятием Закона РФ возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

            Философия взаимодействия детского сада и семьи сегодня заключается в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а детский сад призван помочь, поддержать и направить их воспитательную деятельность. Согласно ФГОС педагоги должны  профессионально оказывать психолого- педагогическую поддержку семье и повышать компетентность  родителей в вопросах  развития и образования,  охраны и укрепления здоровья детей.  Поэтому остается актуальной  необходимость организации такого взаимодействия, которое бы, с одной стороны,  удовлетворяло потребности родителей, а с другой - объединяло усилия обеих сторон в обеспечении эмоционального. Физического и  социального благополучия ребенка.

Основной целью нашего  детского сада во  взаимодействии с семьями воспитанников на данном этапе является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно. Свои отношения с родителями мы строим на  партнерских взаимоотношениях, реализующихся через  следующие задачи:

  • повышение потенциала взаимного доверия в системе отношений «семья — ДОУ»;
  • повышение уровня  педагогической компетентности родителей в вопросах обеспечения эмоционального, физического, и социального благополучия ребенка в семье и ДОУ;
  • гармонизация детско-родительских отношений в семье, изменение восприятия родителями личности ребенка в положительную сторону;
  • снижение риска реальных и потенциальных факторов семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания детей дошкольного возраста

Мы придерживаемся следующих принципов определяющих концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка:

Принцип преемственности, согласованных действий.

         Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и

          ДОО.

Принцип открытости.

Принцип индивидуального подхода к каждой семье.

Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.

Принцип обратной связи.

С целью решения вышеперечисленных задач, мы разработали систему взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, включающую традиционные и инновационные формы работы с родителями. К традиционным относятся: традиционные родительские собрания, консультации, семинары, беседы,  дни открытых дверей, праздники и развлечения, наглядная агитация и др.

Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие и  сотрудничество с семьей. Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагога и имеет ряд принципов – сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.

Инновационная составляющая работы дошкольного учреждения связана с  поддержкой воспитательного потенциала семей это  активная позиция родителей, партнерство с педагогом, инициативность в процессе сотрудничества, применение в семейной среде. Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы.  Инновационными формами взаимодействия   для нас являются: участие родителей в НОД, деловые игры и тренинги с использованием интерактивных методов, мастер-классы родителей и педагогов, вечера вопросов и ответов,  трудовые, социальные, экологические акции, выпуск газеты, клуб молодых родителей и др.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и психолого – педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия  выстраиваем  в  несколько этапов:

Первый этап – Приглашение будущих воспитанников и их родителей на встречу в детский сад за месяц-два до прихода детей в детский сад. Где рассказываем о детском саде, показываем преимущества нашего учреждения. Основной формой  взаимодействия на данном этапе является День открытых дверей.

Второй этап - демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.

С этой целью создаем буклеты, газеты, видеоролики, в которых рассказываем родителям о достижениях ребенка.

Одним из требований  к новой схеме оказания услуг дошкольного образования является создание  открытой системы информирования родителей об образовательных услугах.  Так у нас возникла идея создания газеты детского сада «Дружная семейка». Странички газеты информируют об организации работы дошкольного учреждения по разным  направлениям деятельности, обо всех ярких событиях, достижениях дошкольного учреждения. «Дружная семейка» – это возможность педагогов детского сада быть непосредственным проводником  идей совершенствования дошкольного образования – конкурсы, досуги, походы, документальные фильмы, праздники, новые события, встречи в виде красочных фото сессий, вызывают  интерес как  у мам, пап, дедушек и бабушек так и наших воспитанников.

          Следующим шагом в этом направлении стало создание сайта дошкольного учреждения. Сайт детского сада – это то, на чем основывается деятельность детского сада в Сети и его успешность.  Сюда может зайти любой родитель. На сайте можно ознакомиться с проблемами, с которыми сталкивается детский сад. Побывать на всех праздниках и утренниках. Посетить «Творческую гостиную», в которой можно полюбоваться творениями детей и испытать гордость за своего самого талантливого, умного и любимого ребенка. На сайте можно анонимно задать любой интересующий вопрос и получить ответ специалиста.

Сайт, газета выступают не только средством организации деятельности, сотрудничества, но и, что очень важно, фактором «обратной связи», что позволяет оперативно реагировать на все изменения в жизни детского сада.

Третий этап – предполагает ознакомление педагога с семьями и изучение вопросов о воспитании ребенка. С этой целью по прежнему остаются актуальными  гостевые дни  или выход в семьи  и анкетирование родителей  по разнообразным  вопросам (см. книгу Н.М. Сертакова «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей»)

На данном этапе так же  проявляется активность тех  родителей, которые  могут поделится семейным опытом по воспитанию.

Четвертый этап - практические задания психолого – педагогических особенностей воспитания дошкольников. При этом используются различные формы и методы.

- Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать наших воспитанников. (Пример фотовыставка «Лучшее блюда из овощей и фруктов»)

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. (Пример детско- родительского проекта»).

Разнообразие форм родительских собраний: семейная конференция, организационно - распределительное, информационно-аналитические, позитивно-деловое, круглый стол помогают реализовать принцип партнерства, диалога, обратной связи. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений и здесь незаменимым является такая форма  как «Клуб молодых семей».  В отличие от родительских собраний в рамках клуба  отношения с родителями строятся на принципах добровольности и личной заинтересованности. Наш семейный клуб  объединил родителей не имеющих опыта  семейного воспитания. Как правило это  молодые мамы и папы  заинтересованные в  воспитании и развитии своего первого  ребенка. Тематика встреч формулируется и запрашивается самими  родителями.  Обсуждались следующие темы «Игры которые лечат», «Быстрые пальчики хорошая речь», «Что мы знаем о дорожной безопасности».

«Открытость детского сада» - это и  вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу. Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Вместе с детьми учатся работе с пластилином, красками, участию в театрализованных играх.  С этой целью эффективным  стала такая форма как «День сказки». За основу берется сюжет одной из детских сказок  например «Теремок». В течение  дня  в группу приходят гости (родители) в образах  героев  этой сказки. Они играют с детьми, проводят утреннюю гимнастику, участвуют в НОД, и по традиции в конце дня месте с  малышами участвуют в театрализованном представлении.

Таким образом, на сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм работы дает  определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся  активными участниками встреч и помощниками воспитателя, формируется атмосфера взаимоуважения, чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.